RU
Статьи

Профессиональный взгляд на состояние отечественного рынка обеспечения и оборудования складских помещений в Нижнем Новгороде

icon-eye 1964
16.06.2015

- Как вы оцениваете развитость рынка автоматизации и роботехники складов в России? Как быстро развивается данная отрасль? Что за кем движется – разработчики за поставщиками оборудования и конечными клиентами или, наоборот, поставщики успевают за все новыми и новыми разработками?

- В той или иной мере технологии автоматизации внедрены на всех современных складах – практически все предприятия для выполнения подъемно-транспортных операций пользуются специализированной техникой.

Однако если говорить о технологиях учета складируемой продукции и контроля логистических операций, то это направление, в сравнении с уровнем его развитости в других европейских странах, в России пока находится в зачаточном состоянии.

Ждать массового внедрения этих технологий не приходится. Во-первых,  в силу их дороговизны – позволить себе комплексную автоматизацию склада сегодня могут только очень крупные компании. И во-вторых, она востребована в основном среди предприятий с огромной номенклатурой (10000 наименований и более) либо там, где происходит складирование продукции с ограниченным сроком годности (продукты, лекарства и т.п.).

Вообще, основные цели автоматизации - это сокращение ручного труда и оптимизация затрат. Первая особенно актуальна на Западе с учетом дефицита рабочей силы у европейцев  – у нас эта проблема пока стоит не столь остро. Что касается второй цели, то в условиях волнообразного развития современной экономики к проектам с долгосрочной окупаемостью в России относятся чрезвычайно настороженно. Вкладывать многозначные суммы в инновации готовы лишь единицы.

Кроме того, необходимо учитывать, что внедрение автоматизированных систем учета на складе всегда подразумевает определенную долю риска. Одна из дружественных нам компаний не так давно пыталась перейти на адресное хранение и сканерную систему – в итоге столкнулись с многочисленными сбоями в программном обеспечении и, как следствие, в работе склада. В какой-то момент компания просто не смогла производить отгрузки. И таких примеров множество.

- Какая продукция доминирует – отечественная или импортная? Если рассматривать весь рынок России, какая страна-поставщик на нем доминирует? Возможно, есть какая-то смена сил. К примеру, сначала ведущими поставщиками были Китай и Германия, которых затем, в последние несколько лет, сменила Чехия?

- Практически вся складская техника, используемая в России, – импортного производства. В 2014 году более 25% таможенных операций приходилось на оборудование из Китая. Вторую строчку в доле экспорта занимает Япония. Германия лишь немного отстает от нее по объему ввоза техники.  Такое распределение среди стран-поставщиков сохраняется уже на протяжении нескольких лет.

- Какое решение автоматизации и роботехники складского «вооружения» вы можете назвать самым инновационным за последние 5 лет? За последний год?

- Производители складской техники не стоят на месте. Основное внимание в последние годы направлено на повышение производительности, снижение эксплуатационных расходов и улучшение эргономических характеристик оборудования.

Расскажу немного об опыте компании Yale Materials Handling, которая сегодня является одним из мировых лидеров в сфере складской техники. 

В 2013 году разработчики Yale представили новые ричтраки серии MR. Они оснащены мачтой усиленной грузоподъемности,  имеют особую конструкцию направляющего профиля, что позволяет применять технику с меньшей грузоподъемностью для подъема грузов на бо́льшую высоту. Так, машина на 2,5 тонны теперь может поднимать груз массой 1т на высоту 12,5 метров. Улучшены и показатели ходовой скорости и скорости подъема – они составляют 14 км/ч и 0,8 м/сек соответственно. На сегодняшний день это самые высокие характеристики для техники данного класса.

Система лазерного позиционирования вил, улучшенная обзорность, возможность поворота колес на 360°, сенсорный дисплей, три пакета опций – все это также способствует повышению производительности, безопасности и комфорта использования ричтраков.

Еще одна новинка – обновленные электротележки Yale серии MP. Они оснащены двумя новыми технологиями: функцией управления подъемом Yale Smart Lift и функцией замедления хода Yale Smart Slow Down.  Первая позволяет одновременно поднимать грузы и перемещать тележку, при этом оператору не нужно удерживать кнопку подъема. Вторая автоматически регулирует скорость движения на поворотах, обеспечивая безопасность транспортировки. Исследования показывают, что новые тележки серии MP, по сравнению с предыдущими моделями, позволяют снизить потребление энергии на 7%.

Есть у компании Yale и собственная разработка для управления парком складской техники – беспроводная система Yale Vision. Она позволяет избегать нарушения графика планового обслуживания, равномерно распределять нагрузку на машины, избегая простоев техники и ее чрезмерного износа. Система отслеживает нарушения правил эксплуатации, фиксирует столкновения и повреждения и передает всю информацию в режиме реального времени. Впрочем, на российском рынке данная система пока не пользуется популярностью. 

Yale-Vision.jpg

- Какие новейшие разработки в этой отрасли имеют российское происхождение?

- Среди значимых российских разработок в сфере складской автоматизации стоит отметить систему беспилотного управления подъемно-транспортной техникой, которую предложил один из резидентов Сколково. Она устанавливается на электрическую технику и обеспечивает выполнение погрузочно-разгрузочных операций без привлечения персонала. То есть оборудование самостоятельно передвигается по складу по заданной траектории и перемещает грузы на нужные участки.

- В чем особенность именно российского рынка и отечественного потребителя складского оборудования и роботехники для склада? Возможно, высокой популярностью пользуются какие-то определенные технические решения?

- В России до сих пор широко востребованы погрузчики с двигателями внутреннего сгорания, при том, что в некоторых странах Евросоюза дизельная техника давно находится под запретом. И хотя в течение последних 5 лет электрические складские машины набирают популярность среди российских компаний, в силу роста цен на них в структуре продаж по-прежнему преобладает техника с ДВС.

Общая тенденция последнего времени – увеличение внимания потребителей к узкопроходной технике. Это связано с общим движением в сторону экономии складских площадей, увеличения высотности стеллажного хранения. Как следствие, предъявляются повышенные требования к маневренности машин.

- Как вы оцениваете внимание государства к разработкам в данной отрасли?

- Большинство подвижек в развитии технологий складской автоматизации происходит по инициативе производителей и системных интеграторов. Это логичный, поступательный и саморегулируемый процесс, который не требует вмешательства государственных структур.

Журнал "Оборудование Разработки Технологии", №4-6 (100-102), апрель-июнь 2015, стр.18-19

ORT1.jpgORT2.jpg

info@td-v.ru Торговый Дом «Вертикаль» https://vk.com/tdvertikal https://www.youtube.com/channel/UCL6s_ffVpJv8xYBAQP8w7GA https://twitter.com/tdvertikal