- Геворк Гегамович, год назад Вы прогнозировали снижение активности на рынке спецтехники. Ожидания подтвердились?
- Да, основываясь на собственные наблюдения и данные статистики, могу сказать, что в России продажи складской техники снизились довольно существенно. По данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2014 года было завезено погрузчиков на сумму порядка 480 млн. долларов. Это почти на 25% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.
В сегменте строительной техники ситуация тоже не радужная. Если верить исследованию журнала China Economic Weekly, даже китайские производители, чья техника в последнее время активно завоевывает российский рынок, зафиксировали снижение прибыли на десятки процентов.
- А как Вы оцениваете ситуацию в нижегородском регионе?
- С каждым годом обостряется конкурентная борьба. Многие готовы работать «в ноль», лишь бы отвоевать клиента. На первый взгляд, это хорошо для покупателя. Но огульное снижение цен ради сиюминутных побед – это тупиковый путь. Если компания живет сегодняшним днем, в какой-то момент она может оказаться не в состоянии исполнить свои обязательства или обещания перед потребителем.
В такой ситуации покупателям спецтехники или складского оборудования нужно быть очень внимательными и тщательно «просеивать» обещания непроверенных компаний-продавцов. Например, мы сталкивались с ситуациями, когда ради победы в тендере некоторые продавцы озвучивают существенно заниженные сроки поставок, чуть ли не вдвое меньше реальных. Результат – срыв планов и финансовые потери у покупателя.
- Сейчас много говорят о необходимости развития импортозамещения. Актуальна ли эта тема для сферы спецтехники?
- Российских аналогов импортных вилочных погрузчиков практически нет. Если по строительной линейке отечественные производители частично покрывают имеющийся спрос, то рынок складской техники к импортозамещению пока абсолютно не готов. Мы на 10-15 лет отстаем от европейских и азиатских производителей по уровню внедрения и развития инноваций.
Надеяться, что в ближайшие год-два в России будут запущены современные производства вилочных погрузчиков и складского оборудования, не приходится. Эти проекты попросту нерентабельны для иностранных инвесторов. Многие ведущие мировые производители погрузчиков уже прорабатывали идею открыть свои представительства в России, но отказались от нее.
- Какие тенденции в складской отрасли вы бы отметили?
- Основной упор в ближайшее время, скорее всего, будет делаться на развитии дополнительных услуг, направлении ремонта и сервисного обслуживания. Правда, для потребителей этих услуг увеличивается риск столкнуться с нерадивыми «специалистами» и компаниями-однодневками.
Также ожидаем увеличение спроса на аренду вилочных погрузчиков и складской техники. Свободных денег у предприятий уже стало значительно меньше, да и цены на спецоборудование в ближайшее время возрастут – приобрести ее в собственность многим окажется просто не по карману.
Мы развиваем направление аренды уже не первый год, работаем с большинством крупных промышленных предприятий региона и поэтапно расширяем географию. При долгосрочной аренде мы предоставляем компаниям новую технику, которую, к тому же, можно выкупить после окончания арендного срока. Такие условия особенно востребованы среди крупных предприятий с иностранным капиталом, ведь на Западе рынок аренды развит очень широко. У нас он лишь набирает обороты.
- Что Вы можете посоветовать владельцам складских помещений? Как не прогадать на покупке оборудования?
- Если Вы планировали обновлять парк техники или оборудовать помещения стеллажами - лучше не откладывать этот вопрос. Цены, безусловно, будут расти по мере распродажи прошлогодних запасов, а программы рассрочек и кредитования - все более ужесточаться. С другой стороны, «сливать» деньги не нужно, покупайте только то, что поможет повысить эффективность логистических процессов и в конечном итоге принесет Вам прибыль.
- С каким настроем вступили в новый 2015 год? Как готовитесь к работе в новых рыночных условиях?
- Нашим безусловным преимуществом является комплексный подход к потребностям клиента. Это стимулирует нас к регулярному освоению все новых направлений бизнеса. Вообще, главное в нынешних условиях – не откатиться назад. Нужно, хоть и мелкими шагами, но продвигаться к новым горизонтам. Так что настрой рабочий, без иллюзий и «розовых очков».