Прошедший 2013 год был ознаменован подготовкой к спортивным мероприятиям – Универсиаде, Олимпийским играм в Сочи, Чемпионату мира по футболу. Все это неизбежно влечет серьезные изменения в организации транспортно-логистических процессов. Ощутили ли на себе влияние проводимых мероприятий игроки рынка спецтехники и складского оборудования?
Об итогах года, тенденциях и перспективах развития этого рынка журналу "Транспортная империя" рассказывает генеральный директор Торгового Дома «Вертикаль» Геворк Ахвердян.
- Геворк Гегамович, как Вы оцениваете результаты минувшего года? Какие новые тенденции появились в развитии рынка складской техники?
- Год был непростой, но интересный. Заметно усилилась конкуренция. Это было обусловлено двумя факторами. Во-первых, клиенты стали значительно сокращать бюджеты, отведенные на приобретение оборудования для склада. Особенно это проявилось в четвертом квартале, когда объем продаж в целом по рынку снизился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во-вторых, в 2013 году о себе заявили несколько новых компаний, реализующих складскую технику. Хотя насколько они готовы к полноценной работе, могут ли предоставлять качественное обслуживание и сервис – большой вопрос.
Что касается нашей компании, то в прошлом году проделана большая работа. Мы упрочили сегмент малой складской техники, расширив свой ассортимент. Полностью укомплектовали выставочный зал – теперь клиенты могут посмотреть и лично протестировать любую единицу складской техники – от тележки до погрузчика. Активно развивали направление продаж строительной техники, и планируем продолжить эту работу в 2014-м году. Кроме того, поэтапно увеличиваем арендный парк, поскольку услуги аренды пользуются сейчас повышенным спросом.
- Какое событие на рынке складской техники Вы отметили бы как наиболее яркое/значимое для отрасли?
- Знаковым считаю начало массового внедрения в технике литий-ионных аккумуляторных батарей.
Судите сами: сокращение энергопотребления сегодня является головной болью любого предприятия, а в складских комплексах эта строка расходов является чуть ли не основной. Литий-ионные аккумуляторы как раз и направлены на сокращение эксплуатационных расходов складской техники. Погрузчик (штабелер, ричтрак и прочее напольное оборудование) с такой АКБ можно подзаряжать в любое время. Скорость же полной зарядки составляет всего полтора-два часа против восьми часов зарядки свинцово-кислотных батарей. К тому же, литий-ионные АКБ в несколько раз легче традиционных и не выделяют вредных веществ при работе.
Конечно, многих отпугивает цена, но с помощью этих аккумуляторов стоимость владения техникой снижается почти в два раз. Думаю, постепенно они полностью вытеснят в складском хозяйстве свинцово-кислотные АКБ.
- А как бы Вы охарактеризовали предпочтения покупателей? Какие изменения здесь наметились?
- Прежде всего, усилились требования к качеству сервисного обслуживания. Покупатели готовы заплатить рублем за уверенность в том, что после покупки техники у них не возникнет проблем с качеством ее обслуживания и оперативного ремонта, что все необходимые запчасти будут в наличии.
Если же говорить о предпочтениях в выборе того или иного производителя, то все больше мелких компаний делают его в пользу китайской техники – как правило, из соображений экономии. Не случайно сейчас даже крупные европейские бренды (например, John Deere) открывают собственные производства в Китае.
Кроме того, активными темпами развивается сегмент складской электротехники. По сравнению с 2012-м годом объем ее продаж увеличился в среднем на 9%. Это связано в первую очередь с появлением новых складов класса A, B, с активизацией мероприятий по охране труда. Постепенно мы приблизимся к европейским показателям, а в Европе, как известно, объем продаж техники с двигателями внутреннего сгорания не превышает 50%. Внедрение современных литий-ионных аккумуляторов этому также способствует.
- Пользуются ли спросом б/у машины?
- Подержанная техника востребована в основном среди компаний малого и среднего бизнеса, которые не эксплуатируют ее на полную мощность. Однако в условиях, когда в России широко представлены машины китайского производства, цены на которые сопоставимы с ценами на японскую и европейскую технику б/у, большинство клиентов предпочитают за те же деньги взять новую единицу.
- В минувшем году Ваша компания открыла собственный склад комплектующих для стеллажей. Какие плюсы получат от этого конечные потребители?
- Главный плюс – сокращение сроков получения стеллажей. Если раньше с момента составления проекта до монтажа необходимо было закладывать от 2 до 5 недель, то теперь при наличии комплектующих этот срок может быть сокращен до 2-3 дней. На нижегородском рынке такое предложение является уникальным.
- Как Вы считаете, изменится ли складская логистика в связи с проведением ЧМ по футболу в 2018 году? Ведь не секрет, что во многих городах ПФО планируется масштабное строительство. Не перенесут ли склады за черту города?
- Не вижу причин для глобальных изменений. Проведение Чемпионата мира по большей части затронет спортивно-досуговый и гостиничный сектор, но складскую логистику – вряд ли. А вот в сфере продаж дорожно-строительной техники может произойти некий сдвиг. Особенно если будут реализованы планы по оптимизации транспортной инфраструктуры города и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. Правда, пока конкретных подвижек в этом направлении, к сожалению, не наблюдается. Возможно также, большое количество техники будет задействовано в благоустройстве городских территорий.
- Чего Вы ждете от 2014 года? Как считаете, нет ли предпосылок повторения кризиса 2008-2009 годов?
- Радужных планов на следующий год не строю. Скорее всего, мы будем наблюдать спад как в экономике в целом, так и в объемах продаж спецтехники. Насколько он будет существенным, зависит в первую очередь от объема привлеченных инвестиций, запуска новых производств. Однако повторение кризиса 2008-2009 годов вряд ли возможно.
Хочу пожелать всем уверенности, объективности в оценке собственных возможностей, четкого определения целей и планомерного движения к ним.
Журнал "Транспортная империя", № 4 (545),
4 февраля 2014 г., стр. 28-29